Наш многоканальный телефон:+7 (499) 929-71-21 Услуги в области антимонопольного законодательства |
Антимонопольное регулированиеРекламаТорговляЗащита конкуренцииГосударственные закупкиИностранные инвестицииЕстественные монополииКонкурсы и аукционы
Публикации юристовОбзор последних изменений в сфере закупок1. Контракты, заключенные на основании Закона N 44-ФЗ, не пролонгируются Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность пролонгации заключенных договоров. И данное условие используется во многих договорах, что упрощает процедуру его продления. Однако в рамках закупочных процедур заключенные контракты не могут пролонгироваться, что полностью соответствует и задачам развития конкуренции, и принципам бюджетного планирования. Министерство экономического развития РФ по этому поводу неоднократно давало разъяснения, согласно которым пролонгировать контракты по 44-ФЗ не допустимо. Данный вывод касается также контрактов на аренду нежилого здания, строения или сооружения, заключенных с единственным поставщиком (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Документ: Письмо Минэкономразвития России от 03.06.2015 N Д28и-1468 2. Разъяснено, когда предоставляется обеспечение исполнения контракта при запросе котировок Такое обеспечение необходимо предоставить не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. Обязанность предоставить обеспечение возникает, если данное требование установлено в извещении о запросе котировок. Этот вывод основан на положениях ч. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей сроки заключения контракта по результатам проведения запроса котировок. Напомним, что Закон N 44-ФЗ не содержит отдельной нормы, устанавливающей сроки предоставления рассматриваемого обеспечения. Документ: Письмо Минэкономразвития России от 06.04.2015 N Д28и-954 3. Началом выполнения работ считается дата заключения контракта Данный вывод применяется, если иная дата начала выполнения работ по контракту не установлена в извещении о закупке. В извещении допустимо предусматривать срок окончания работ без указания срока начала их выполнения. Такая позиция Минэкономразвития основана на положениях п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ. При этом заключение контракта влечет возникновение прав и обязанностей у его сторон, в том числе по его исполнению. Поэтому если в извещении или контракте не указан иной срок исполнения, то дата его заключения является правообразующим моментом, с наступлением которого связано исполнение обязательств по контракту. Документ: Письмо Минэкономразвития России от 08.07.2015 N Д28и-1989 4. Если предмет закупки не включен в специальные перечни, тарифный метод не применяется Минэкономразвития пришло к такому выводу, рассмотрев следующую ситуацию. Региональный орган власти установил предельные цены товаров (работ, услуг). Однако объект закупки не был указан в перечнях продукции, цену которой может или должен регулировать орган власти субъекта. Ведомство также отмечает: определить начальную (максимальную) цену контракта допустимо любым методом, если заказчик обоснует невозможность применить методы, предусмотренные Законом N 44-ФЗ. Это очень важное дополнение, позволяющее участникам закупок свободно использовать другие способы формирования начальной (максимальной) цены контракта, не указанные в законе. Документ: Письмо Минэкономразвития России от 11.06.2015 N Д28и-1762 5. При закупке строительных работ нельзя требовать включить в заявку лицензию МЧС Строительные работы могут закупаться одновременно с работами, для выполнения которых нужна лицензия (например, лицензия МЧС на монтаж средств обеспечения пожарной безопасности). В таком случае нельзя требовать представить в составе заявке копию лицензии на выполнение специальных работ. В то же время, как указывает Минэкономразвития, заказчик вправе установить в документации требование о наличии лицензии. Вывод обоснован тем, что в объект закупки входят работы, для осуществления которых необходим этот документ. На практике по рассматриваемому вопросу существует несколько точек зрения. Следует отметить, что по многим ситуациям у Минэкономразвития РФ складывается противоречивая позиция и ведомство дает различные, иногда противоположные по смыслу, разъяснения. Вместе с тем следует отметить, что Минэкономразвития РФ не является уполномоченным органом на дачу разъяснений по вопросам применения законодательства о контрактной системе, в связи с чем разъяснения данного ведомство не носят обязательный или предписывающий характер. Документ: Письмо Минэкономразвития России от 20.02.2015 N Д28и-290 6. Проведение аукциона на строительство объекта "под ключ" может ограничить конкуренцию Организации, которые выполняют работы только по проектированию или строительству, в закупке участвовать не смогут. Минэкономразвития считает, что понятие "строительство объектов "под ключ" не установлено в законодательстве РФ. Следует отметить, что на практике проходят множество закупок на строительство «под ключ», в которые включаются проектирование и непосредственно строительные работы. Однако это действительно может ограничивать конкуренцию, и вышеуказанные работы должны выполняться в рамках разных контрактов. Документ: Письмо Минэкономразвития России от 03.07.2015 N Д28и-1838 7. Контракт, заключенный без соблюдения Закона N 44-ФЗ, признается ничтожной сделкой Суд указал: контракт считается ничтожной сделкой, если заключен без проведения конкурса или аукциона по Закону N 44-ФЗ. Вывод обоснован следующим. В этом Законе закреплены особые способы закупок для государственных и муниципальных нужд (например, конкурс или аукцион), чтобы защитить публичные интересы. Согласно ГК РФ сделка, которая нарушает требования закона и посягает на публичные интересы, ничтожна (если иное не предусмотрено законом). Документ: Правовые подходы, применяемые Арбитражным судом Уральского округа при рассмотрении споров по договорам строительного подряда, а также по государственным (муниципальным) контрактам на выполнение строительных работ" (утв. на заседании президиума Арбитражного суда Уральского округа 18.12.2015)
Автор: Свиридов Дмитрий ВикторовичЮрист-эксперт антимонопольной практики Группы Компаний «URC Group». Стаж профессиональной деятельности более 10 лет, в том числе 8 лет в ФАС подробнее... |
|
© 2024 ГК «URC Group» Москва, Садовая-Спасская улица 21/1 mail@urcgroup.ru |
Благодарим за Ваше мнение.
Если Вы хотите получить информацию на конкретную тему, пожалуйста, напишите нам об этом используя форму обратной связи.