Наш многоканальный телефон:

+7 (499) 929-71-21

Услуги в области антимонопольного законодательства

Антимонопольное регулирование

Ответы на Вопросы

Вопрос:

Какие нас ждут изменения законодательства в сфере закупок в 2016 году?


Ответ:

С 1 января 2016 г. вступают в силу положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие следующие сферы деятельности заказчиков и участников закупки.
1. Существенно изменяется и конкретизируется порядок планирования закупок, составления и утверждения планов закупок, обоснования закупок (ст. ст. 16, 17, 18 Закона N 44-ФЗ).
Согласно Закону N 44-ФЗ каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована. Заказчики будут обязаны помимо плана-графика утверждать план закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете (ст. 17 Закона N 44-ФЗ).
В планах закупок будут указываться цели осуществления закупок, наименование объектов закупки, сроки (периодичность) осуществления закупок, объемы финансового обеспечения, а также некоторые иные сведения (ч. 2 ст. 17 Закона N 44-ФЗ). План закупок будет формироваться в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждаться в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 7 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).
Также у заказчиков возникнет законодательно закрепленная обязанность обосновывать все закупки, которые будут включаться в план закупок, план-график (ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ). Заказчики будут обязаны доказывать соответствие планируемых закупок целям, указанным в ст. 13 Закона N 44-ФЗ:
- реализация государственных и муниципальных, международных программ;
- исполнение международных обязательств РФ;
- выполнение функций и полномочий заказчиков как государственных органов, органов управления внебюджетными фондами, местной администрации.
2. Конкретизируются и дополняются требования к содержанию и форме планов-графиков, порядку их формирования, утверждения и изменения.
Заказчики будут обязаны формировать планы-графики в соответствии с планами закупок (ч. 2 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Требования к содержанию, порядку формирования, утверждения и изменения, форме таких планов-графиков предусмотрены ч. 1 - 10, 12 - 15 ст. 21, п. п. 1 и 2 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.

Примечание. Напомним, что планы-графики на 2014 - 2016 гг. составляются и размещаются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, с учетом особенностей, которые устанавливаются Минэкономразвития России и Казначейством России (ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

3. Вводится необходимость включения в ЕИС информации о складывающихся на товарных рынках ценах товаров (работ, услуг) и размещаемых заказчиками при определении начальной (максимальной) цены контракта запросах цен (п. 16 ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ).
Такая информация будет включаться в ЕИС в целях содействия заказчикам в определении и обосновании начальных (максимальных) цен контрактов с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
4. Вводится необходимость указания идентификационного кода закупки в плане закупки, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, контракте и иных документах, например, в соглашении о проведении совместного конкурса или аукциона (ч. 1 ст. 23, п. 1.1 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ).
5. Вводится нормирование в сфере закупок.
Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам (работам, услугам) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).
К числу указанных требований относятся требования:
- к предельной цене товаров (работ, услуг) (ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ);
- количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров (работ, услуг). Такие требования позволят избежать закупок товаров (работ, услуг), которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).
Правительство РФ определяет общие правила нормирования в сфере закупок, на основании которых Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации устанавливают правила нормирования для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (ч. 3, 4 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).
В частности, Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047 утверждены Общие требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов. В этом документе установлен порядок определения нормативных затрат для обоснования объекта и (или) объектов закупки в плане закупок, виды и состав таких затрат.
Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084 утверждены Требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений.
6. Вводится обязанность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления принять решение об осуществлении ими и подведомственными субъектами полномочий заказчика самостоятельно или с привлечением уполномоченных органов и учреждений (ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
Если принято решение об осуществлении закупок с привлечением уполномоченных органов и учреждений, им могут быть переданы функции только определять поставщиков либо планировать и осуществлять закупки в целом (включая определение поставщиков, заключение и исполнение контрактов).

Принято Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 555 "Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования", которое начнет действовать с 01.01.2016г.



Автор:

Свиридов Дмитрий Викторович


Юрист-эксперт антимонопольной практики
Группы Компаний «URC Group».

Стаж профессиональной деятельности более 10 лет, в том числе 8 лет в ФАС
подробнее...



Задать вопрос
© 2024 ГК «URC Group»
Москва, Садовая-Спасская улица 21/1
mail@urcgroup.ru
+7 (499) 929-71-21

Благодарим за Ваше мнение.
Если Вы хотите получить информацию на конкретную тему, пожалуйста, напишите нам об этом используя форму обратной связи.

Закрыть